Продвигать идеи инклюзии и
интеграции всегда было непросто потому, что педагогическое сообщество, и
просто обычные люди воспитаны в культурной традиции, когда люди с нарушениями в
развитии длительное время учились и даже жили отдельно.
Люди, в том числе и учителя обычных
школ, привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных
школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают
либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов.
Поэтому и сейчас самое сложное в
продвижении совместного воспитания и образования (его называют и
интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и преодоление стереотипов,
и развенчивание на глазах рождающихся и распространяющихся мифов.
Один из мифов – «дети в школах очень жестокие и
злые, и лучше не рисковать». Но это не является правдой. Многое зависит и от
возраста детей, и от специфики нарушения, а опыт показывает, что дети часто
добрее взрослых, особенно, если рано встречаются с ДРУГИМИ, немного непохожими
на них. Ребенку много чего можно объяснить, главное, иметь желание и найти
правильные слова.
Другой миф – «учителя обычных школ не готовы
брать детей с нарушениями». Опыт показывает, что всегда были учителя,
которые брали, это просто не называлось красивым именем «инклюзия». Опыт
показывает, что учителя, если предложить им поддержку, помощь сопровождающего
(ассистента, тьютера), а также дать возможность использовать методы парных
уроков, командой работы, работы по вариантам, и самое главное, продумать
систему годовой аттестации, совершенно не против работать с детьми с
нарушениями в развитии.
Третий миф – «специальная школа лучше для
таких детей, потому что там пользуются специальными методами, там лучше
обучают, там оказывают поддержку в профориентации». Но и это не так.
Специальные методы можно использовать и в обыкновенной школе, если специальная
школа поделится своими ресурсами – знаниями и сопровождающими специалистами. У
страха глаза велики. Это подтверждает опыт многих, из тех, кто попробовал. А
профориентация? Подготовленные делать табуретки ученики вспомогательных школ не
умеют общаться в обычной жизни, привыкли либо бездумно и запуганно подчиняться,
либо нарушать все правила, и этим они напоминают выпускников детских домов, для
которых адаптация к условиям детского дома никак не связана с социализацией в
обществе. Успешно адаптированные в закрытой среде, выпускники всех специальных
заведений испытывают колоссальные трудности в жизни среди обычных людей.
Четвертый миф – «если инклюзивному
образованию и бывать, то оно должно родиться в недрах специального образования
на Украине. Но в отношении инклюзии и совместного обучения – путь очень похож
на пути всех стран, а именно, учителя и специальное образование сопротивляется,
а родители настаивают. Настаивают потому, что платят в
этой стране налоги, потому, что хотят иметь выбор, потому что знают и видели
уже много положительного опыта. Многие родители уже гораздо грамотнее и
образованнее профессионалов в отношении новых методов, результатов
исследований. Многие родители, которые черпают информацию в сети, проходят
дистанционное обучение в других странах, в частности, по программе АВА (метод модификации
поведения), уже готовы вести диалог на равных. Они могут рассчитывать на то,
что условия будут создаваться.
И они постепенно создаются. В
последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной
политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с
большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другая концепция призваны
улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и
дискриминации.
На Украине выросло целое поколение
людей с нарушениями, которые прошли через обычные детские сады и школы.
Их немного, но они есть. Эти люди готовы выступать, рассказывать, делиться
своим опытом, в том числе и негативным, который вовсе не закрывает путь в
инклюзию, а наоборот делает жизнь человека похожей на жизнь всех остальных,
обычных людей. Как сказал на своем выступлении в одной из школ старшеклассник с
церебральным параличом, отвечая на вопрос учителей, не обижают ли его в школе -
«Иногда обижают, ну и что?!»
0 коммент.:
Отправить комментарий