среда, 23 марта 2016 г.

Мифы об инклюзии

Продвигать идеи инклюзии и интеграции всегда было непросто потому, что  педагогическое сообщество, и просто обычные люди воспитаны в культурной традиции, когда люди с нарушениями в развитии длительное время учились и даже жили отдельно. 
Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов.
Поэтому и сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания и образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и преодоление стереотипов, и развенчивание на глазах рождающихся и распространяющихся мифов.
Один из мифов – «дети в школах очень жестокие и злые, и лучше не рисковать». Но это не является правдой. Многое зависит и от возраста детей, и от специфики нарушения, а опыт показывает, что дети часто добрее взрослых, особенно, если рано встречаются с ДРУГИМИ, немного непохожими на них. Ребенку много чего можно объяснить, главное, иметь желание и найти правильные слова.
Другой миф – «учителя обычных школ не готовы брать детей с нарушениями».  Опыт показывает, что всегда были учителя, которые брали, это просто не называлось красивым именем «инклюзия». Опыт показывает, что учителя, если предложить им поддержку, помощь сопровождающего (ассистента, тьютера), а также дать возможность использовать методы парных уроков, командой работы, работы по вариантам, и самое главное, продумать систему годовой аттестации, совершенно не против работать с детьми с нарушениями в развитии.
Третий миф – «специальная школа лучше для таких детей, потому что там пользуются специальными методами, там лучше обучают, там оказывают поддержку в профориентации». Но и это не так. Специальные методы можно использовать и в обыкновенной школе, если специальная школа поделится своими ресурсами – знаниями и сопровождающими специалистами. У страха глаза велики. Это подтверждает опыт многих, из тех, кто попробовал. А профориентация? Подготовленные делать табуретки ученики вспомогательных школ не умеют общаться в обычной жизни, привыкли либо  бездумно и запуганно подчиняться, либо нарушать все правила, и этим они напоминают выпускников детских домов, для которых адаптация к условиям детского дома никак не связана с социализацией в обществе. Успешно адаптированные в закрытой среде, выпускники всех специальных заведений испытывают колоссальные трудности в жизни среди обычных людей. 
Четвертый миф – «если инклюзивному  образованию и бывать, то оно должно родиться в недрах специального образования на Украине. Но в отношении инклюзии и совместного обучения – путь очень похож на пути всех стран, а именно, учителя и специальное образование сопротивляется, а родители настаивают.     Настаивают потому, что платят в этой стране налоги, потому, что хотят иметь выбор, потому что знают и видели уже  много положительного опыта. Многие родители уже гораздо грамотнее и образованнее профессионалов в отношении новых методов, результатов исследований. Многие родители, которые черпают информацию в сети, проходят дистанционное обучение в других странах, в частности, по программе АВА (метод модификации поведения), уже готовы вести диалог на равных. Они могут рассчитывать на то, что условия будут создаваться.
И они постепенно создаются. В последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другая концепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и дискриминации. 
На Украине выросло целое поколение людей  с нарушениями, которые прошли через обычные детские сады и школы. Их немного, но они есть. Эти люди готовы выступать, рассказывать, делиться своим опытом, в том числе и негативным, который вовсе не закрывает путь в инклюзию, а наоборот делает жизнь человека похожей на жизнь всех остальных, обычных людей. Как сказал на своем выступлении в одной из школ старшеклассник с церебральным параличом, отвечая на вопрос учителей, не обижают ли его в школе - «Иногда обижают, ну и что?!»


0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Blogger news

Общее·количество·просмотров·страницы

Blogroll